В ожидании скворцов.
Цель: расширение знаний детей о скворцах.
Задачи:
1.пополнять знания детей о птицах, через развитие мыслительных процессов в процессе разрешения специально-моделируемой ситуации;
2.учить слушать и запоминать пение скворца;
3.побуждать детей к исследовательской деятельности, учить высказывать предположения;
4. содействовать речевой активности и умению отражать в речи то, что узнали и увидели в процессе деятельности;
5. развивать познавательный интерес к жизни птиц, любознательность, наблюдательность, память, воображение;
6.развивать связную речь, умение образовывать однокоренные слова ;
7.развивать умение выразительно читать стихотворения;
8.воспитывать бережное отношение к птицам.
Оборудование: предметные картинки серии "Птицы", цветная бумага, геометрические фигуры, счетные палочки, клей, ножницы, запись песни скворца.
Этапы работы:
1. Орг. момент:
Пришел апрель, звенит капель,
И птицы прилетают.
Мы их готовимся встречать,
А как никто не знает.
Что то надо нам решать!
Как птиц будем встречать.
Л. - Ребята, скажите, каких птиц мы будем встречать? (ответы детей).
Л. - А, вы знаете, как нужно встречать перелетных птиц? (ответы детей).
Л. Когда ко мне кто-то собирается прийти или приехать в гости, то я узнаю, или вспоминаю, как можно больше об этом человеке. Интересуюсь, что он предпочитает из еды, что его интересует, как он любит проводить свободное время. И тогда, готовлюсь к его приезду. Какой вывод вы можете сделать из моего рассказа? ( чтобы знать, как встречать кого-то, нужно сначала всё узнать о его жизни)
2. Основной момент:
Л. Вспомните и назовите птиц, которые к нам прилетают? (ответы детей).
Л. А кого же мы с вами будем встречать?
- Эту птицу всякий знает. На шесте её дворец.Червяков птенцам таскает, да трещит весь день... (скворец)
Л. А что мы знаем о скворце? (скворец - перелетная птица. Он весь черный, блестящий, грудка в белую блестящую крапинку. Клюв желтый, острый и довольно длинный, а хвост у него короткий. Первыми прилетают папы - скворцы, чтобы найти скворечники. Найдут и начинают петь свои песни, ждут свою подружку - скворчиху и другим скворцам показывают, что этот скворечник занят. Самки прилетают через неделю. Для жителей городов их прилет означает, что наступила весна.)
Звучит запись песни птицы. - Как, вы думаете, чья песня звучала? (ответы детей)
-Скворец - птица певчая, самец поет у места гнездования очень оживленно, захлебываясь, часто взмахивая крыльями, широко раскрывая клюв. Песня состоит из подражательных свистящих, скрипучих, булькающих звуков. Часто издает высокий чистый свист, а при тревоге резкий скрипучий звук. Скворцы - пересмешники и включают в свою песню разнообразные, услышанные звуки - от отрывков из песен других птиц до кваканья лягушек или лая собаки. Хорошо подражают скворцы и человеческому голосу.
Осенью улетают скворцы в дальные края, в скворечниках поселяются воробьи. Они обживаются в этих домиках, обустраивают их, чтобы хорошо и уютно жилось. Но вот приходит весна, из теплых краёв возвращаются скворцы. Они подлетают к домикам и видят, что жилище занято. Они не вступают в сражение за дом, а дожидаются, пока воробьи вылетят - тогда они занимают его, выбрасывают старые подстилки и заново обустраивают жилище.
Игра: "Займи домик" - (дети делятся на "скворцов" и "воробьев", на полу обручи, в обруче "воробей" под музыку дети бегут по кругу, музыка стихла - птицы занимают домик).
Л. Вот скворцы выбрали скворечник, почистили его, и ждут скворчих. Самочка прилетев, выбирает не скворца, а скворечник! Природа распорядилась так, что для скворчих главное - вывести птенцов.
Л. Ребята, а у нас на участке есть скворечники? Что же нам надо сделать, чтобы к нам в гости прилетели скворцы? (ответы детей).
Л. Выбирайте материал из чего вы будите делать скворечник, и приступайте к работе.
После того, как скворечники сделаны, дети их крепят на деревья ширмы и составляют предложения о скворечнике "хвалят" и поселяют туда скворца.
3.Заключение:чтение стихотворения С. Михалкова "Скворец"
Живет у нас под крышей
Непризнанный артист.
И целый день мы слышим
Художественный свист.
Ещё в полях туманы,
Ещё роса блестит,
А он, проснувшись рано,
Уже вовсю свести.
Свестит не славы ради,
Не ради всяких благ,
А просто в небо, глядя,
От сердца! Просто так!
Выводит он рулады
По нескольку минут...
Не требуя награды
За свой талант и труд.
Л. Ребята, но и ваши родители тоже смастерили скворечники и мы сейчас их развесим на участке и будем ждать гостей.