Цель: создавать условия развития успешности ребенка в социально-коммуникативном и интеллектуальном аспектах, посредством составления синквейна.
Задачи:
1. Совершенствовать речь детей как средство общения, помогать употреблять формулы словесной вежливости (обращение, просьба, благодарность, извинение, неодобрение и т. п.).
2. Развивать связную речь, формировать умение передавать свои впечатления, отношение к героям произведений через рассуждения, сравнения.
3. Совершенствовать умение детей вести диалог между взрослым и ребенком, между детьми; быть доброжелательными и корректными собеседниками.
4. Подвести детей к пониманию нравственного смысла художественных произведений, оценке поступков литературных героев.
Словарь: здравствуйте, добрый день, извините, простите, будьте добры,
Оборудование: набор треугольников разного цвета на магнитах, магнитная доска, мяч.
Ход:
Логопед - Гости дорогие,
Важные такие
В зале здесь у нас сидят.
И с улыбкой на всех глядят,
Очень теплой и простой,
Гости нас встречают с вами
Чем ответим?
Д - Добротой.
Логопед-Давайте пожелаем нашим гостям доброго утра и пусть это пожелание будет теплым и искренним.
Д – Доброе утро!
Логопед - Дружно за руки берёмся
И друг другу улыбнёмся. (дети берутся за руки)
- Ребята, давайте хорошее настроение передадим через ладошки. Как приятно: тепло, добро и хорошее настроение пошло по ладошкам. И пусть такое настроение останется на протяжении всего дня.
- А теперь, я прошу вас подойти к гостям, положить свои ладошки на их руки и улыбнуться. Вы почувствовали, какие ладошки у них теплые, добрые. Это вы друг другу подарили свое тепло и доброту.
Раздается шум (запись крика петуха и птицы).
На экране появляются петушок и воробей (грустные)
Логопед -Что случилось? Отчего вы такие сердитые? Ну, конечно, поссорились. А надо бы помириться!
Воробей: Я с этим Петушком мириться не буду. Он невежливый. Я сказал ему «здравствуй», а он мне не ответил.
Петушок: А зачем опять говорить, я тебя только вчера видел.
Воробей: Но я же сегодня сказал «здравствуй»!
Петушок: Ну и что? У меня ещё вчерашнее не кончилось.
Логопед - Да ты что, Петушок, ты хочешь, чтобы воробей заболел?
Петушок: Почему? Я не хочу, чтобы он болел!
Логопед -А что ты для него «здравствуй» пожалел? Ведь «здравствуй» - это значит будь здоров, не болей!
Петушок: А ты тоже, воробей, не очень-то вежлив!
Воробей: Это ты невежлив. Почему ты зовешь меня птицей?
Логопед - Воробей, а как ты зовешь Петушка?
Воробей: Никак, я просто кричу ему: «Эй, ты!»
Логопед – Ребята, скажите правильно ведут себя петушок и воробей?
Д – Нет, петушок и воробей не правильно себя ведут. (Петушок не поздоровался, а воробей не умеет обращаться к другу).
Логопед – Ребята, расскажите о петушке, с помощью схемы-елочки:
- Мы знаем, что слова, обозначающие предмет, отвечают на вопрос кто? и Что? И мы обозначаем их фиолетовым треугольником с вопросом. Давайте вспомним, о ком мы рассказываем?
Д - (О петушке).
Логопед - Какой треугольник надо положить на первую строчку?
Д – фиолетовый с вопросом. Пожалуйста…….помоги мне разместить нужный треугольник на магнитной доске.
Логопед – на второй строке, мы должны разместить картинки-признаки, слова отвечающие на вопрос: какой?, какая? Из чего сделаны?. Еще учитываем черту характера: если черта хорошая – то зеленый треугольник, а если черта – нехорошая, то красный треугольник. Пожалуйста, скажите какой петушок в сказке?
Д - Невежливый грубый
Логопед - ….размести нужный треугольник на доске.
Логопед – На третьей строке мы выложим картинки-действия, это синие треугольники. Они отвечают: на вопрос что делает? Или что делают? Кто желает выложить слова-действия на доске? Что делает петушок?
Логопед – на четвертой строке, нужно составить предложение про петушка, используя знакомые символы. Кто желает?
Логопед – и на пятой строке надо разместить картинку – вывод: какой же петушок в сказке?
Логопед(проговаривает; совместно с детьми и кто то один из детей)
Петушок
Невежливый грубый
Грубит, дерзит, отговаривается
Петушок не здоровается с воробьем.
Невоспитанный
Логопед – а теперь расскажем о Воробье:
Воробей
Вежливый обидчивый
Спорит обижается дуется
Не умеет обращаться к друзьям
Неучтивый
Логопед–А как бы вы себя повели в такой ситуации?
Д – надо отвечать на приветствие, не грубить, называть друг друга по имени.
Логопед– Правильно. Я вам предлагаю научить петушка и воробья правильно отвечать на приветствие друга.
Игра с мячом (дети встают в круг, передают мяч и отвечают на приветствие:Здравствуй, Тимофей – Здравствуй Глеб…)
Логопед–А как вы думаете: петушок и воробей поняли свои ошибки, они смогут помириться?
Д – да.
Логопед – А с помощью каких слов можно помириться?
Д – помириться можно с помощью стихов-мирилок.
Логопед – верно, свое название они получили от слова мир – мириться, дружба. Расскажем?
Дети вместе с логопедом берутся за руки рассказывают:
Хватит нам уже сердиться,
Поскорей давай мириться:
- Ты мой друг!
- И я твой друг!
Мы обиды все забудем
И дружить, как прежде будем!
Логопед – послушаем, как помирились Петушок и Воробей:
Петушок. Прости меня, Воробей! Я всегда буду здороваться.
Воробей. И ты прости меня, Петушок! Я всегда буду вежливым.
Логопед – Расскажите, какими они стали? С помощью нашей схемы-елочки.
Герои
Воспитанные добрые
Извиняются благодарят радуются
Они научились вежливому обращению
Друзья
Логопед – Молодцы.Правильно, нужно ласково обращаться друг к другу, не грубить, не дразнить и уважать друг друга.
Бывает, что, очень рассердившись на кого-то, вы грубо или некрасиво ответили. Культурному человеку в данной ситуации становится стыдно за свою случайную грубость, и он обязательно извинится. А какие вежливые слова вы знаете?
(Дети перечисляют вежливые слова и нажимают на колокольчик:Здравствуйте, Рад вас видеть,Приветствую вас, Добрый день,Позвольте,Благодарю, Спасибо, Пожалуйста, До свидания, Всего доброго,Извините.)
Логопед – А сейчас,я вам предлагаю отгадать синквейн-загадки и оценить поступки героев.
(Кто это? Деревянный, веселый; ходит, учится, любит; мальчик открыл ключом дверь; ребенок.
Дети – Буратино. Старается быть вежливым.(появляется зеленый треугольник)
Логопед - Кто это? Рыжая, хитрая; ловит, хвалит, съела; просит колобка сесть на нос; животное.
Дети – Лиса. Она обманывает, плохо поступает.(появляется красный треугольник)
Логопед – Кто это? Бурый, толстый; увидел, уселся, раздавил; теремок упал на бок и рассыпался; вредитель.
Дети – медведь, он не послушал зверей (появляется красный треугольник)
Логопед – Кто это? Смелый, умный; одевает, утешает, съедает; он съел огромного людоеда; домашнее животное.
Дети – Кот в сапогах, он заботился о своем хозяине (появляется зеленый треугольник)
Логопед – Кто это? Добрый, ласковый; прощает, нежный, прощает, веселый, дружит; он предлагает мышатам дружбу; домашнее животное.
Дети – Кот Леопольд. Он всегда вежливый. (появляется зеленый треугольник).
Логопед – молодцы, все отгадали загадки и правильно оценили поступки героев.
Много вежливых слов вы назвали.Эти слова никогда не перестанут нравиться. Вежливость – это то, без чего нельзя обойтись как без воздуха. Никогда не отвечайте бранью на брань, грубостью на грубость. Помните! Вежливость – лучшее лекарство от злобы, грубости, бескультурья. Пусть эти вежливые слова всегда звучат в вашей речи. Они станут волшебными для вас и помогут вам в жизни.
Добрым словом сможешь ты
Избежать любой вражды,
Мир узнать и помириться,
С новым другом подружиться!
Логопед – поблагодарим наших гостей:
Мы благодарны всем гостям,
Что вы пришли сегодня к нам,
Приходите к нам опять,
Будем вас мы очень ждать!