Суббота
27.04.2024
04:00
Приветствую Вас Гость
RSS
 
Зюзина Людмила Юрьевна учитель-логопед
Главная Регистрация Вход
Моделирование »
Меню сайта

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 26

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Моделирование.

Работая с детьми с различной патологией и сталкиваясь с проблемами в их обучении, мне приходится искать вспомогательные средства, облегчающие, систематизирующие и направляющие процесс усвоения детьми нового материала. Одним из таких средств является наглядное моделирование. Что такое наглядное моделирование?

Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.

Моделирование состоит из следующих этапов:

- усвоение и анализ сенсорного материала;

- перевод его на знаково-символический язык;

- работа с моделью.


Обучение составлению описательных рассказов очень важно для развития ребенка, т.к. умение точно, лаконично и образно описывать предмет, является условием совершенствования речи и мышления, облегчает процесс обмена информацией.

Одним из факторов, облегчающих составление описательных рассказов, являются схемы.

При рассматривании предметов я использую сенсорно-графическую схему В. К. Воробьевой, отражающую сенсорные каналы получения информации о признаках предметов (зрительный, тактильный, вкусовой) и сами признаки. Эта схема помогает определять способы сенсорного обследования предмета и закрепить результаты обследования в наглядном виде. Схема составляется в ходе обследования предмета, поэтому дети имеют возможность закрепить действия замещения. Предлагаю вам модель описания на примере рассматривания яблока:

- Что нам помогает увидеть яблоко – его цвет, форму, величину? (глаза)

- Мы посмотрели на яблоко и увидели, что оно (красного цвета и круглое)

- Погладьте яблоко рукой. Что мы узнали о яблоке? Какое оно? (гладкое)

А если надавить на него рукой? Мягкое яблоко или твердое? С помощью чего мы узнали, что яблоко гладкое и твердое? (с помощью руки)

- Что мы должны сделать, чтобы узнать какое яблоко на вкус? (попробовать) яблоко разрезается и пробуют его. (рот)

- Где растет яблоко? (дерево)

- Как использует яблоки человек? (варенье, сок, компот).

В процессе обследования предметов можно включать словарные упражнения, например, на подбор синонимов: «Яблоко красное, спелое, румяное…

На словообразование: «У яблока красный бок, как сказать одним словом, какое яблоко?» (Краснобокое). Яблоко чуть кислое и чуть сладкое. Как сказать одним словом, какое оно? (кисло-сладкое).

Индивидуальное и хоровое повторение словосочетаний и предложений помогает закрепить в речи образцы согласования слов и различные синтаксические формы.

После рассматривания предмета детям я предлагала рассказать о нем, опираясь на образец, данный мною: «Послушайте, как много мы узнали о яблоке: это яблоко, оно красное, круглое и большое. Яблоко на ощупь гладкое, твердое, на вкус сладкое. Оно растет на дереве, это фрукт. Из нее варят варенье, компот и делают сок». Описание яблока я обязательно сопровождаю движением указки по составленной модели, тем самым дается образец использования модели в качестве наглядного плана.

Так же для обучения описания объектов я применяю модели рекомендованные Т. А. Ткаченко.

Использую, схемы при обучении детей не только составлению описательного рассказа, но и пересказу, которому принадлежит особая роль в формировании связной речи. При пересказе совершенствуются структура речи, ее выразительность, произношение, углубляется умение строить предложения и текст в целом.

Организуя работу по обучению пересказу, придерживаюсь строго плана:

1.организационная часть (цель – помочь детям сконцентрировать внимание, подготовить их к восприятию теста)

2.чтение текста (без установки на пересказ)

3.разбор текста в вопросно-ответной форме (вопросы ставлю так, чтобы дети могли еще раз уточнить основные моменты сюжета)

4.повторное чтение текста (с установкой на пересказ)

5. пересказ текста (с опорой на наглядный материал).

 

Моделирование позволяет детям образно представить структуру слова, научиться определять количество слогов, соотносить слово со слоговой схемой. Дети подготавливаются к формированию навыка послогового чтения.

 

Модели требуют различных операций теоретического мышления. Моделирование способствует формированию личности, которая сама добывает знания, планирует свою деятельность грамотно и целенаправленно.

  

                    ?

                              

Вход на сайт

Поиск

Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Друзья сайта