Звуки [Ч-Щ]. Буквы Ч, Щ.
Цель: формирование навыка дифференциации звуков [Ч-Щ], соотнесение звуков с буквами Ч, Щ.
Задачи:
• уточнение артикуляционных и акустических признаков звуков [Ч-Щ];
• воспроизведение слоговых рядов с данными звуками;
• определение позиции звука в слове;
• звуко-слоговой анализ слов часы, щука;
• образование слов с уменьшительно-ласкательным значением;
• повторить написание букв Ч, Щ;
• познакомить с правилом написания ЧА, ЩУ;
• уточнение словаря по теме "Профессии";
• развитие слухового, зрительного внимания.
Предварительная работа:
• знакомство со звуками [Ч], [Щ];
• заучивание скороговорок, чистоговорок со звуками [Ч], [Щ];
• знакомство с буквами Ч, Щ.
Оборудование: предметные картинки на данные звуки (часы, щука, ящик, черепаха, щит, мяч), картинки из серии "Профессии", разрезные азбуки, магнитная доска, тетради, ручки, карточки-слова, цветные карандаши.
Словарь: часы, щука, часто, чудо, чаща, ищу, чудеса, экскаваторщик, крановщик, точильщик, стекольщик, дрессировщик, обувщик, часовщик, барабанщик.
Этапы работы:
1. Орг. момент:
И/У: "Возьми картинку" - определение первого звука в слове.
Л. Ребята, посмотрите на фланелограф и возьмите картинку, на которой [Ч] звук в начале слова (часы, чайник, чашка); а теперь возьмите картинку на которой звук [Щ] в начале слова (щука, щетка, щенок).
Л. Дети, скажите про какие звуки мы будем говорить сегодня? (Мы будем говорить про звуки [Ч], [Щ])
2. Основная часть - формирование навыка дифференциации звуков [Ч], [Щ], соотнесение звуков с буквами Ч, Щ.
• характеристика звуков [Ч], [Щ], уточнение артикуляционных и акустических признаков звуков [Ч], [Щ]
Л. Скажите, ребята, что вы знаете о звуке [Ч]? (звук [Ч] согласный, глухой, всегда мягкий).
Л. Дайте характеристику звука [Щ] (он согласный, глухой, всегда мягкий).
Л. Что общего этих звуках? (они согласные, глухие, всегда мягкие)
Л. Чем отличаются? ( отличаются артикуляцией: губы при произношении звука [Ч] округлены и вытянуты вперед, а при произношении звука [Щ] - немножко улыбаются. А еще при произношении звука [Щ] - язычок в виде чашечки и плавная струя воздуха проходит в щель между спинкой языка и небом, при произношении звука [Ч] - кончик языка соприкасается с верхними зубами, а затем между ними образуется щель, в которую выходит резкая, короткая струя воздуха).
Л. А какими буквами обозначаются эти звуки? (дети находят в разрезных азбуках соответствующие буквы и записывают их в тетради).
И/У: "Повтори" - воспроизведение слогов: (ча-ча-ща; ча-ща-ща; ча-ща-ча; ща-ща-ча; ща-ча-ча; ща-ча-ща).
И/У: "Наоборот" - преобразование слогов, слов (ащ-ач, ощ-оч, тощу - точу, четко - щетка, помечать - помещать, моченый - мощеный, печатать - пищать, точить - тащить, лечи - лещи).
Л. Ребята, определите где находится звук [Ч] в слове чашка.
И/У: "Прятки" - определение позиции звука в слове.(дети ставят соответствующий квадратик в звуковом домике на первое окошко).
Л. Определите, где звук [Ч] находится в слове мяч? в слове плечо?
Аналогичная работа проводится на звук [Щ] (щука, лещ, клещи).
Динамическая пауза:
А теперь немного отдохнем. Вы теперь не ребятишки,
Не девчонки и мальчишки, а веселые мячи!
Девочки и мальчики прыгают как мячики.
Мячик прыгал и скакал, на иголку набежал...
Он все ниже опускается, воздух тихо выдувается.
- А теперь поиграем так, если я скажу [Ч] - вы прыгаете, как мячики; а если [Щ] - показываете, как выходит воздух из мячика.
И/У: "Раскрась слово" - звуко-буквенный анализ слова. (часы, щука)
Л. Ребята назовите согласные буквы в слове, только гласные буквы, 1-ую букву в слове, последнюю букву...
И/У: "Веселый мяч" - образование слов с уменьшительно-ласкательным значением (платок-платочек, фартук-фартучек...)
"Сказка о том, как буквы Ч и Щ поссорились с буквами Я и Ю" - познакомить с написанием ЧА, ЩА.(Однажды буквы Я, Ю, А, У позвали играть в прятки буквы Ч и Щ. Они посчитались и выпало искать буквам Ч и Щ. Остальные побежали прятаться. Сидят буквы в потайных местах, ждут, когда их искать начнут. Вот буквы Ч и Щ уже все обошли, нашли А, У, а Я и Ю все никак не найдут. Искали, искали, так и не нашли, решили пойти домой. Проходят буквы Ч и Щ мимо соседнего домика, видят - Я и Ю, как ни в чем не бывало, сидят на крылечке. Обиделись Ч и Щ, с тех пор у них дружба врозь. Никогда на стоят вместе. А вот с буквами А и У буквы Ч и Щ подружились). С тех пор ЧА - ЩА пишутся только с А. ЧУ - ЩУ пишутся с буквой У.
Л. Выложите из букв разрезной азбуки слоги: ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ.
И/У: "Посмотри и назови" - уточнение словаря по теме Профессии. (крановщик, стекольщик, часовщик, обувщик).
Заключение.
И/У: "Повтори" - произнесение скороговорки хором, индивидуально. Щеткой чищу я щенка, щекочу ему бока.
Итог. Ребята, про какие звуки мы сегодня говорили? (Про звуки [Ч], [Щ]).