Мой друг - Вопрос.
Цель: формировать умения детей самостоятельно задавать вопросы;
Задачи:
1.обучать самостоятельному формулированию вопросов;
2. совершенствовать умение грамматически правильно строить 4-5-е словные предложения;
3. развивать речевую активность детей, их память и внимание.
Материал: презентация: «Вопросительный знак», маска – вопросительный знак, разноцветная папка, лист с текстом из сказки К. Чуковского «Федорино горе», портрет кота, картинки - раскраски – вопросительный знак, геометрические фигуры.
Словарь: что, сколько, какой, какая, где, кто.
Литература: Т. А. Ткаченко, В первый класс без дефектов речи, стр. 74.
Этапы работы:
1.Орг. момент:
Л. - Раз, два три, четыре, пять – становитесь в круг играть!
Наступил новый день.
Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу.
Мы спокойны и добры, мы приветливы, мы здоровы.
Л. - Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя свежесть, доброту, красоту. А выдохните через рот все обиды и огорчения.
Л. - Молодцы!
2.Основная часть:
Л. - Слушайте мою загадку:
Я фигурка небольшая,
Точка подо мной большая,
Коль спросить, что соберёшься
Без меня не обойдёшься.
Л. – Что это?
(вопросительный знак)
- (Надеть маску на ребенка.)
Л. - Предлагаю, Вам игру: «Поймай вопрос» - если слышите вопрос, то хлопаете в ладоши; если не слышите вопрос, то не хлопаете в ладоши:
- Мы пришли в детский сад. – Мы пришли в детский сад?
- Сегодня среда. – Сегодня среда?
- Зарядку сделали? – зарядку сделали.
- Руки мыли. – Руки мыли?
- У нас был завтрак. – У нас был завтрак?
- Мы убрали игрушки. – Мы убрали игрушки?
- Мы ели кашу. – Мы ели кашу?
- Мы пили чай. – Мы чай пили?
- Артем ел булку с маслом? - Артем ел булку с маслом?
- Рома повесил куртку на крючок? - Рома повесил куртку на крючок.
Л. - Как ты думаешь, вопросительный знак, дети справились с заданием? (да)
- - Ребята, скажите: а как, вы, догадались, что я вам задаю вопросы. (с помощью голоса, интонации).
- - Ребята, скажите: а как, вы, догадались, что я вам задаю вопросы. (с помощью голоса, интонации).
-
Л. - Молодцы. А теперь давайте присядем на стульчики. Посмотрите, что это? (Папка)
Л. - Когда я спросила: Что это? – я задала вопрос. А теперь вы задайте мне вопросы про эту папку, а помогут вам картинки-подсказки. (на компьютере)
Л. - Здесь одна папка значит можно спросить про количество. Как вы спросите? (Сколько здесь папок?)
Л. - Она разноцветная. Значит, спрашиваем про цвет. (Какого цвета папка?)
Л. - Папка прямоугольная. Спрашиваем, про форму. (Какой формы папка?)
Л. - В папку можно положить документы, бумагу, картинки. Какой вопрос можно придумать. (Что можно положить в папку?).
Л. - А теперь давайте проверим, как вы все запомнили.
- - Ребята, скажите: а как, вы, догадались, что я вам задаю вопросы. (с помощью голоса, интонации).
-
Л. - Молодцы. А теперь давайте присядем на стульчики. Посмотрите, что это? (Папка)
Л. - Когда я спросила: Что это? – я задала вопрос. А теперь вы задайте мне вопросы про эту папку, а помогут вам картинки-подсказки. (на компьютере)
Л. - Здесь одна папка значит можно спросить про количество. Как вы спросите? (Сколько здесь папок?)
Л. - Она разноцветная. Значит, спрашиваем про цвет. (Какого цвета папка?)
Л. - Папка прямоугольная. Спрашиваем, про форму. (Какой формы папка?)
Л. - В папку можно положить документы, бумагу, картинки. Какой вопрос можно придумать. (Что можно положить в папку?).
Л. - А теперь давайте проверим, как вы все запомнили.
Вы будете задавать вопросы, а вопросительный знак на них отвечать. (дети передают карточку с вопросительным знаком и опираясь на картинки - подсказки на компьютере задают вопрос).
Л. - Давайте посмотрим, а что лежит в нашей папке? (лист с текстом)
Л. - Села бы баба за стол, да стол за ворота ушел.
Сварила бы баба щи, да кастрюлю поди поищи!
Л. – Ребята, из какого произведения эти строки? (Федорино горе)
Л. - А почему Федора не смогла сварить щи? (потому что от неё убежала вся посуда, потому что она её не мыла).
Л. - Давайте мы расскажем, как помогаем своим мамам:
- раз, два, три, четыре. (Дети сжимают и разжимают кулачки)
- мы посуду перемыли. (Трут одной ладошкой другую)
- чайник, чашку, ковшик, ложку
- И большую поварешку.(Загибают пальчики по одному, начиная с большого).
Л. - Ребята вы справились со всеми заданиями. Скажите, что мы сегодня делали: (учились задавать вопросы).
Л. – Предлагаю, вам выложить из фигур вопросительный знак или кто желает разукрасьте картинку с вопросительным знаком.
Л. - Ребята, но в нашей папке что-то еще есть. Здесь сказано, что это портрет домашнего животного, который живет с Федорой и если, вы, будете правильно задавать вопросы, то вы сможете догадаться, кто на портрете. Вопросительный знак будет отвечать на ваши вопросы.
(Он пушистый? Любит лакать молоко? У него есть усы? Он ловит мышей?...)
Вопросительный знак показывает портрет кота.
Итог.
Л. - Ребята вы справились со всеми заданиями. Скажите, что мы сегодня делали: (учились задавать вопросы).
Л. – Предлагаю, вам выложить из фигур вопросительный знак или кто желает разукрасьте картинку с вопросительным знаком.