Мнемотехника, как эффективное коррекционное средство развитие опосредованной памяти при заучивании стихов у детей с ТНР.
В последние годы наблюдается выраженная тенденция к увеличению числа детей с тяжелыми нарушениями речи. Тяжелые нарушения речи (ТНР) - это стойкие специфические отклонения формировании компонентов речевой системы (лексического и грамматического строя речи, фонематических процессов, звукопроизношения, просодической организации звукового потока), отмечающихся у детей при сохранном слухе и нормальном интеллекте. Трудность в работе с детьми с ТНР связана с тем, что у многих детей отмечается сложная структура дефекта. У детей страдает не только функция речи, но также у них отмечается низкий уровень внимания, трудности припоминания, сниженными вербальной памятью и продуктивностью запоминания, слабым развитием наглядно-образного мышления, что значительно обедняет и сокращает их пассивный и активный словарь.
Могучим и действенным средством разностороннего воспитания детей служит художественная литература, оказывающая огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка, поэтому я активно провожу работу по заучиванию стихотворных текстов с помощью мнемотехники, т.е. техники, облегчающей запоминание и увеличивающей объем памяти путем образования искусственных ассоциаций. Мнемотехника использует естественные механизмы памяти мозга и позволяет полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации. У детей с речевой патологией особенно важно развивать наглядно-образное мышление, используя символы, заместители, графические аналогии, схемы, которые лежат в основе образования искусственных ассоциаций, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти, что и составляет суть мнемотехники. Ведь именно символы и знаки составляют основу звуко-буквенного анализа слов, математических представлений. Опора на визуальный образ важна и обязательна, так как если при воспроизведении текста этот зрительный образ не возникает в воображении, то ребенок не понимает этого текста. Таким образом, прием символизации - наиболее короткий путь к формированию процесса запоминания и точной передачи информации, требующей дословного повторения, например, в чисто говорках, стихах. При необходимости точного повторения, например, стихотворного текста, достаточно схематичного изображения отдельных частей, что облегчит запоминание и последующее воспроизведение целостного образа в рифмованной форме.
Исследования психологов подтверждают, что для запоминания текста дошкольнику нужно 8–10 раз (не на одном занятии) повторить стихотворение и 2-3 раза припомнить в дальнейшем. Р. Бендлер, В. Макдональд отмечают, что воспоминание есть прямое следствие визуального образа, который мы «держим» глазами своего воспоминания.
А. М. Бородич поясняет: в отобранных стихах строки должны быть понятными, чаще веселыми, насыщенными действиями и событиями, написанные живым языком, с простыми рифмами и позитивным настроением.
Мой опыт работы позволил накопить и систематизировать для детей старшего дошкольного возраста с ТНР стихотворные физкультминутки, пальчиковые игры к каждой лексической теме, чистоговорки, скороговорки для автоматизации звуков, стихотворения для режимных моментов в ДОУ. На основе накопленного материала мною было создано методическое пособие «Поэтический сундучок».
Целью которого является: сформировать у детей с ТНР интерес к заучиванию стихотворений.
С помощью пособия «Поэтический сундучок» решаются задачи:
- расширение словарного запаса у детей с ТНР,
- упражнение детей с ТНР в умении выделять и называть предметы, их признаки, состояния, действия;
- в восстановлении последовательности в стихах (в какой очередности появлялись герои, разворачивались события или действия);
- развитие образного мышления, логики, памяти у детей с ТНР;
- вовлечение родителей в процесс обучения запоминания стихов у детей с ТНР.
«Поэтический сундучок» представляет собой коробку с крышкой в которой находятся: папка с мнемотаблицами стихов по лексическим темам; папка с мнемотаблицами чистоговорок и скороговорок на изучаемые звуки; папка с мнемотаблицами стихотворений режимных моментов ДОУ; папки с разрезными картинками мнемотаблиц; чистые листы бумаги; карандаши, ручки; планшет для рисования.
Не секрет, что детям с ТНР бывает сложно запомнить последовательность действий при раздевании и одевании на улицу, особенно в холодное время года. Я составила мнемотаблицы для более быстрого и лёгкого запоминания порядка действий одевания при сборе на прогулку и раздевания по возвращению (рис. 1). В основу которой легло стихотворение «Процесс раздевания и одевания» Т. В. Мироновой. Для составления таблиц разделила стихотворение на две части соответственно, текст немного упростила и поменяла в нужном и удобном для наших ребят порядке. Картинки позаимствовала из интернета. При составлении мнемотаблицы также я учитывала гендерные признаки (одежда для девочек и мальчиков – цвет, рисунок на одежде). При разучивании стихотворения, несомненно, расширяется словарный запас детей по теме «Одежда», возникают обсуждения о летней и зимней одежде. Стрелкой я указала последовательность одевания и раздевания детей. На этапе заучивания стихотворения с помощью мнемотаблицы отражается его содержание. Впоследствии цветная мнемотаблица заменяется мнемотаблицей черно-белой, а на последующих этапах работы с целью усложнения мнемотаблицу можно разрезать на отдельные фрагменты, позволяющие детям самостоятельно воспроизводить последовательность сюжета стихотворения.
Для создания мнемотаблиц я отбирала стихотворения текст которых включал как можно больше слов-названий, слов признаков для расширения и обогащения словаря у детей. При заучивании стихотворений воспитанники усваивали правильное использование падежных форм, овладевали навыками словоизменения (рис. 2). Так например: при изучении темы «Осень», «Деревья» я использую стихотворение И. В. Козиной «Осенний букет»
- Сначала я зачитываю стихотворение:
1, 2, 3, 4, 5 – будем листья собирать:
Листья березы, листья рябины,
листики тополя, листья осины,
листики дуба мы соберем
маме осенний букет отнесем.
- Затем спрашиваю детей: хотят ли они рассказать его родителям?
- это стихотворение сложное и поэтому я предлагаю, им нарисовать подсказку. Для этого мы берем листы бумаги, складываем их пополам по длине, еще раз пополам по ширине и еще раз пополам по ширине. Разворачиваем у нас получились окошечки, в которых мы будите рисовать подсказки.
-1, 2, 3, 4, 5 (дети рисуют цифры)
- будем листья собирать (дети рисуют разные листья)
- листья березы (дети рисуют листья березы
- листья рябины (дети рисуют листья рябины)
-листики тополя (дети рисуют листья тополя)
- листья осины (дети рисуют листья осины)
- листики дуба мы соберем (дети рисуют листья дуба)
- маме осенний букет отнесем (дети рисуют букет из листьев)
- Давайте вместе расскажем стихотворение;
- Кто хочет мне рассказать стихотворение самостоятельно?
- Кто хочет рассказать стихотворение как считалку?
- А кто хочет рассказать на пальчиках?
Данный подход помогает вспомнить сюжет и не путать в нем порядок событий, поддерживая опосредованную память, существенно увеличивает эффективность процесса запоминания, повышает его продуктивность.
У детей с ТНР этап автоматизации поставленных звуков довольно продолжительный, а при использовании мнемотехники отмечается положительная динамика в овладении правильным звукопроизношением, ускорением сроков автоматизации звуков и дифференциации поставленных звуков.
Например: при дифференциации звуков [С-Ш] я использую чистоговорку: шла Саша по шоссе и сосала сушку (рис. 3).
Опыт работы подтверждает, что заучивание стихов методом мнемотехники позволяет поддерживать у детей с ТНР интерес к авторским стихам даже при их многократном повторении. Такая работа со стихами развивает понимание текста детьми-логопатами, что является важнейшим условием хорошего осмысленного запоминания, совершенствования долговременной памяти, повышает эффективность заучивания стихов: значительно сокращается время заучивания, облегчается его процесс, увеличивается длительность запоминания стихов, т. е. качество кратко- и долговременной памяти. Вместе с тем у детей развиваются ассоциативное мышление, способности к замещению, активизируется речь в целом.