Дидактическое пособие - ширма
«Времена года»
«Посмотри и назови»
Цель: расширять словарь детей по темам: «Осень», «Зима», «Весна», «Лето».
Ребенок вместе со взрослым проговаривает названия предметов, расположенных на ширме.
Ребенок самостоятельно называет предметы, расположенные на ширме.
«Чего не стало?»
Цель: практическое употребление падежных конструкций.
Взрослый убирает с ширмы один предмет и предлагает назвать, чего не стало.
Не стало: облачка, птички, бабочки.
«Назови ласково»
Цель: закрепление образования существительных с уменьшительно-ласкательным значением.
Лист-листочек; облако-облачко; ветер-ветерок; дерево-деревцо; куст-кусточек; ветка-веточка, капля-капелька; снег-снежок; снежинка-снежиночка; цветок-цветочек; воробей-воробышек… .
«Родственники»
Цель: закрепление образования родственных слов.
Береза-березонька-березовый-подберезовик;
Осень-осенняя (погода) –осенний (день) – осеннее (утро);
Весна – весенний – весенняя – весеннее;
Зима – зимний – зимняя – зимнее – зимушка;
Лето – летний – летняя – летнее;
Ель – елочка –еловая (ветка) – елочная (игрушка) – ельник…
«Ответь на вопрос»
Цель: закрепление умения подбирать прилагательные, глаголы к существительным.
1-ый вариант: Ель (какая?) – молодая, стройная, красивая, нарядная, пушистая, серебристая, раскидистая, качающаяся.
2-ой вариант: Ель (что делает?) – растет, стоит, зеленеет, радует, колышется, пахнет, качается, шумит, падает.
Облако, солнце, дождь, снежинка… .
3-ий вариант: что делает? Бабочка – летает, улетает, взлетает, перелетает, залетает.
«Где я?»
Цель: - уточнение пространственных отношений, выраженные предлогами НА, ПОД, К, ОТ, С/СО, ИЗ-ЗА, ИЗ-ПОД.
Взрослый передвигает предмет на ширме, а ребенок говорит: где находится предмет – воробей на ветке, лист слетел с дерева, бабочка на цветке, солнышко из-за тучи, гриб из-под листьев… .
Цель: - уточнение пространственных отношений, выраженные словами слева, справа, верхний правый угол, верхний левый угол, нижний правый угол, нижний левый угол, между.
Взрослый предлагает ребенку поместить предмет на ширме в верхний правый угол, в верхний левый угол… .
«Узнай по описанию»
Цель: развитие мышления, внимания, памяти, воображения.
Взрослый описывает предмет, ребенок узнает; ребенок описывает предмет на ширме, а взрослый отгадывает.
Высокая, стройная, белый ствол, с сережками (береза»;
Круглое, желтое, ласковое (солнце).
«Посчитай»
Цель: - закрепление навыка согласования числительного, прилагательного, существительного.
Одна белая снежинка, две белых снежинки, три белых снежинки, четыре белых снежинки, пять белых снежинок.
«Назови звук»
Цель: развитие фонематического слуха у детей.
1-ый вариант: назови 1-ый звук в слове;
2-ый вариант: назови последний звук в слове.
«Повтори»
Цель: развитие фонематического слуха у детей.
А-А-А- осень дивная пора.
И-И-И- всюду листья, посмотри.
У-У-У – листья плавают в пруду.
О-О-О – этой осенью тепло.
А-А-А – вот пришла зима.
У-У-У – боюсь с санок упаду.
О-О-О – все дороги замело….