Дидактическое пособие
ширма "Сказочная Грамотей-ка"
Ширма «Сказочная Грамотей-ка» представлена двумя разделами: раздел – «Грамота» и раздел – «Сказка». Раздел «Грамота» состоит из двух секций: «Лабиринт» и «Карманный-органайзер»; раздел «Сказка» - фланелограф, ширма для показа театра, коробки-органайзеры с различными видами театра. Используется ширма «Сказочная Грамотей-ка» по мере прохождения недельных лексических тем как на разных видах НОД (формирование фонетической стороны речи и начала грамоты, формирование лексико-грамматических категорий и развитие речи), так и при разных формах работы (фронтальной, подгрупповой, индивидуальной, в свободное время). Реже используются на протяжении всей непрерывной образовательной деятельности, чаще – на одной из ее частей.
Цель: развитие у детей старшего дошкольного возраста всех компонентов устной речи, практическое овладение нормами речи. Развитие свободного общения с взрослыми и детьми.
Овладение грамотой представляет собой чрезвычайно важный этап в умственном и речевом развитии ребенка. Ребенок должен усвоить систему графических символов – букв, обобщающих звуки речи.
Для детей с ОВЗ обучение представляет собой очень сложный и длительный процесс и чтобы у воспитанников не иссякал интерес я использую раздел «Лабиринт» в многофункциональной ширме «Сказочная Грамотей-ка» и карманы-органайзеры.
Задачи раздела "Грамота":
- Сформировать у детей первоначальные лингвистические представления, понимание того, что такое слово, предложение и как они строятся;
- Познакомить со звучащим словом, его протяженностью, способами интонационного выделения звука в слове; со слогом, со слоговой структурой слова, учить делить слова на слоги; со словоразличительной функцией звука, учить выделять гласные и согласные звуки;
- Учить звуковому анализу слов, последовательному вычленению всех звуков в слове по порядку, дифференцированию звуков по их качественным характеристикам;
- Учить определять словесное ударение, сравнивать слова по количественному и качественному звуковому составу;
- Воспитывать познавательный интерес к русскому язык.
«Лабиринт»
Цель: развитие фонематического восприятия, слухового, зрительного внимания; знакомство с образом изучаемой буквы.
«Звуковая дорожка» - ребенок ведет указкой по «дорожке» и произносит определенный звук, слог.
«Назови 1-ый звук» - воспитанник прокладывает дорожку из веревки, шнура от одного предмета к другому и у последнего определяет 1-ый звук в названии.
«Подбери картинку» - на наборное полотно крепится картинка-модель звука (картинка-буква), ребенок подбирает картинки на соответствующий звук.
«Составь букву» - ребенок с помощью магнитов, веревки, шнура складывает букву, опираясь на картинку-подсказку с изображением буквы.
«Слово – схема» - ребенок подбирает картинку к определенной схеме (деление слов на слоги, звуковой анализ слова).
«Прятки» - ребенок определяет место звука в слове, берет соответствующую картинку-схему.
«Собери слово» - воспитанник из букв магнитной азбуки складывает слово, затем проводит звуко-буквенный анализ этого слова.
«Кто? Что там?» - дети берут из кармана-органайзера картинки –лабиринты, раскрашивают части с определенной буквой, называют предмет получившийся, затем составляют предложения с этим предметом, рассказ-описание, загадку и т.д.
«Интересная буква» - дети достают из кармана-органайзера картинку-букву и проговаривают слова, с данным звуком.
Задачи раздела "Сказка":
• развивать инициативность и самостоятельность детей в разыгрывании сценок по знакомым сказкам, стихотворениям, песенкам.
• приучать детей объединяться в небольшие группы для рассказывания друг другу сказок.
• поддерживать малоактивных детей, помогать им справиться со стеснением.
Артикуляционная гимнастика – основное звено в коррекции звукопроизношения. Поскольку коррекция звукопроизношения – длительный процесс, в нем присутствует принцип повторяемости. Одни и те же упражнения, повторяющиеся из занятия в занятие, быстро надоедают ребенку. Для этого я стала использовать артикуляционные сказки в стихотворной форме. Используемые мною артикуляционные сказки посвящены, определенным лексическим темам. Таким образом, помимо развития артикуляционной моторики, можно расширить представления детей о различных явлениях, закрепить знания о приметах времен года, обогатить словарный запас эпитетами, сравнениями.
Полезно, чтобы дети повторяли сказку на вечерних занятиях с воспитателем.
(Осень идет. Прогулка в зоопарк)
Мною подобраны сказки по лексическим темам. Сначала дети слушают сказку, потом помогают рассказывать сказку. На следующих этапах я стараюсь как можно больше подключать детей к совместному рассказыванию сказки (рассказа). Финал – сказка, рассказанная детьми при незначительной моей помощи. Рассказывая сказку, я задаю вопросы, тем самым стимулируя их в придумывании сюжета и закреплении грамматических категорий. Например: «Сказка о глупом мышонке» С. Маршака – в конце появляется новый персонаж собака и что дальше случилось? Рассказывание сказок сопровождается действиями на фланелеграфе, магнитной доске, в настольном театре.
Как показывает мой опыт, разработанная и созданная мною ширма "Сказочная Грамотей-ка", карманные-органайзеры, подобранные к ним упражнения и игры позволили создать дополнительные условия для обогащенной коррекционно - развивающей предметно-пространственной среды в группе.
Данный опыт может быть использован в работе с детьми дошкольного возраста учителями-логопедами, и воспитателями.