Интеграция ФЭМП в речевом развитии
(пересказ рассказа "Ель" З. Е. Агранович)
Цель: учить пересказывать текст с опорой на мнемодорожку.
Задачи:
- продолжать учить детей отвечать полными предложениями на поставленные вопросы;
- упражнять в звукопроизношении звука [ш];
- формировать воздушную струю;
- упражнять детей в согласовании числительных с существительными;
- упражнять в подборе относительных прилагательных к существительному шишка;
- формировать умение вести диалог между учителем – логопедом и ребёнком;
- активизировать словарь у детей по теме: «Хвойные деревья»;
- развивать слуховое внимание и память.
Словарь: шишка, ель, сосна, лиственница, кедр, пихта, хвоя, семена, лес, парк, хвойные, еловая, кедровая, сосновая, растет, дует, мешок.
Оборудование: презентация "Хвойные деревья", мнемодорожка "Ель", картинки-схемы "Мешок", коллекция шишек, обруч, бубен.
Этапы работы:
Орг. момент:
-Ребята, давайте поприветствуем друг друга и гостей (дети передают шишку и говорят: Здравствуй, Дима….. здравствуйте, гости! Здравствуйте, дети) шишка возвращается учителю-логопеду в руки. (дети присаживаются на стулья)
-Ребята, это что у меня в руках? (шишка)
- На чем растет шишка? (на ели, на сосне, на кедре, на пихте, на лиственнице)
-Это какие деревья? (хвойные)
- А почему их так называют? (Потому что у них вместо листочков хвоя)
- Где растут хвойные деревья? (В лесу, в парке)
Игра: на развитие речевого дыхания: "Ветерок"
-Послушайте, что это? (звучит запись мелодии ветра) (Это дует ветер)
- Когда дует ветер, что с ветками происходит? (они качаются) Возьмите султанчики, представьте, что это ветки ели или сосны и покажите, как дует слабый ветерок…(дети дуют слабо на султанчики, ветер сильнее подул…дети дуют сильнее на султанчики, ветер тише, тише становится - дети слабее слабее дуют на султанчики и ветер совсем затих).
Основная часть
-А могут эти деревья расти около дома? (да)
-А какие хвойные деревья растут около нашего детского сада? (Сосны)
-А еще какие хвойные деревья вы видели у нас в городе? (ели)
Учитель-логопед рассказывает рассказ "Ель" З. А. Агранович
У дома росла ель. На ели были шишки. Лена собирала шишки в мешок. Лена дала шишки маме. Мама сделала из шишек игрушки.
Д/И: "Ответь на вопрос"
-Что росло у дома? (у дома росла ель)
-Где росла ель?(ель росла у дома) На какую фигуру похожа ель? (на треугольник)
-Что росло на ели? (шишки) А шишки на какую фигуру похожи? (на овал)
-Какого цвета ель? (зеленая) А шишки какого цвета? (коричневого)
-Кто собирал шишки? (Лена собирала шишки)
-Что делала Лена? (Лена собирала шишки)
-А куда Лена складывала шишки? (Лена складывала шишки в мешок)
Д/И "Посчитай"
-Давайте посчитаем, сколько шишек в мешке? (Дети берут картинки-мешки и считают шишки, берут соответствующую цифру и ставят рядом со своим мешком). У кого всех больше? Меньше? Поровну?
Физ.минутка: "Кто быстрее возьмет шишку?"
-Предлагаю вам поиграть в игру «Кто быстрее возьмет шишку?» (в обруче лежат шишки на одну меньше, чем количество детей; дети под музыку бегут вокруг обруча, музыка замолкает, дети берут шишку, кому не досталась шишки –выбывает).
- Ребенок с шишкой в руке отвечает на вопрос: Кому Лена отдала шишки? (Лена отдала шишки маме)
-Что отдала Лена маме? (Лена отдала маме шишки)
Д/И: "Скажи какая?"
- Ребята, скажите: шишка Какая? (коричневая, большая, твердая, гладкая, овальная, еловая….)
Д/И: "Веселая задачка"
Кто знает :что внутри шишек? (семена)
-Кто любит есть семена шишек? (белка)
Вот и осень наступает.
Шишки белка запасает.
Три шишки с куста сорвала
Одну в дупло отнесла.
Вы, сидите не зевайте
Сколько снести осталось, посчитайте?
Д/И: "Расскажи"
-А что сделала из шишек мама? (Мама из шишек сделала игрушки)
- Послушайте, как я расскажу рассказ, а потом вы мне его расскажите: (мнемотаблица)
У дома росла ель. На ели были шишки. Лена собирала шишки в мешок. Лена дала шишки маме. Мама сделала из шишек игрушки.
Дети рассказывают хором, индивидуально.
Заключение
- Ребята, посмотрите какие игрушки сделала мама из шишек.
А вы хотели бы сделать такие? (Да)
Итог
-Тогда берем корзинку с шишками и в группе сделаем игрушки. А на прощанье скажем: До свиданья!