Часто, при подготовке к празднику, развлечению, воспитатели в детском саду просят родителей помочь выучить с ребёнком стихи. Родители не всегда понимают какую пользу приносит детям разучивание стихов.
Зачем же мы учим стихи?
Во – первых: развивается память.
Во – вторых: развивается мозг. Дети, которые знают много стихов, имеют более высокий интеллект.
В - третьих: увеличивается активный словарь детей.
Как мы знаем, существует два вида словаря, которым пользуются дети: активный и пассивный словарь.
Пассивный словарь – это все слова, значение которых понимает ребёнок, но сам по каким-то причинам не произносит их.
Активный словарь – это все слова, значение которых ребёнок не только понимает, но и правильно употребляет в своей речи. Ребенок может правильно употреблять в своей речи уже выученные и много раз проговорённые в стихотворении слова и фразы. Речь ребёнка становится более богатой и правильной.
В- четвёртых: формируется у детей, так называемое, чувство языка.
Ребёнок запоминает фразами, поэтому, при заучивании стихотворения, малыш фиксирует в памяти как правильно сочетать одно слово с другим. И когда в реальной жизни сложится такая ситуация, когда нужно сказать словосочетание похожее на фразу из стихотворения, малыш говорит правильным литературным языком.
В – пятых: у ребёнка развивается фонематический слух.
Фонематический слух – это различение звуков в слове. Если малыш не может чётко различать звуки, то он не может правильно повторить, запомнить и написать, что ему сказали. Стихи учат прислушиваться к звучащему слову, приучают ребёнка к тому, что существуют разные слова, но с одинаковым звучанием и разные слова с одинаковым значением.
Для того, чтобы легко и качественно запоминать рифму, ребенок должен ощущать «мелодию» стиха. С ней знакомить ребенка нужно начинать еще, когда он лежит в коляске. Вам кажется, что малыш ничего не понимает? Может он и не понимает слова, но слышит ритм, «мелодию» стиха, эмоции, которые вы ему передаете, и понемногу он запоминает. Когда малыш немного подрастет, подсознательный опыт облегчит ему сознательный подход к заучиванию.
Память ребенка начинает активно развиваться в 3 -4 года. Вот в этот период и нужно начинать учить с малышом стихи. Если до 3 лет мы просто читаем ему стихи, сказки, если запомнит – прекрасно, если нет – ничего. После 4-х лет нужно учить запоминать стихи и тексты. Для формирования объема памяти нужно учить как можно больше.
Для легкости запоминания стихотворение должно соответствовать возрасту и темпераменту малыша. Четырехлетнему ребенку не подойдет сложное для заучивания стихотворение. Лучший вариант – детская классика: А. Барто, К.Чуковский, Н.Михалков и др.
Для шалунов больше подойдут ритмичные, веселые, задорные стихи, для деток поспокойней – плавные, размеренные.
Нужно заучивать стихотворение эмоционально, с выражением! Иначе оно лишится смысла для малыша.
Прежде чем учить стих с ребенком, взрослый должен сам прочитать его выразительно. Еще лучше, если взрослый знает стих наизусть. Если нет – ничего, взрослая память тоже поддается тренировке. Выучите вместе с ребенком несколько стихотворений – от этого будет только польза!
Заучивая стихотворение нужно выяснить все ли понятно малышу. Если в тексте есть слова, которые он не понимает, то нужно ему объяснить, что они означают. Ребенок должен четко понимать, о чем идет речь.
Когда все слова ясны, то стихотворение читают еще раз, расставляя все акценты. После этого говорят название и автора произведения. Это учит малыша культуре заучивания и восприятия поэзии. Потом можно рассмотреть иллюстрации к стиху, обсудить его, прочитать еще раз. Так формируется образ произведения. И только так тщательно проработав стихотворение переходят к его заучиванию.
Как учить стихи с детьми.
Стихи для детей подбирают небольшие, интересные, образные,, чтобы ребенок понял содержание стихотворения.
Сначала нужно ребенку выразительно прочитать все стихотворение от начала до конца. Заинтересовав ребенка, прочитать еще раз.
На второй раз сначала надо прочитать стихотворение от начала до конца два раза, затем только первые две строчки вместе с ребенком (2-3 раза).
Затем надо прочитать третью и четвертую строчки и заучить их, повторяя вместе с ребенком.
Заучивание должно длиться не более 2-3 минут.
На третий раз занятие по заучиванию стихотворения надо повторить точно так же, как и в прошлый раз, 1-2 минуты.
И на следующий раз надо читать вместе с ребенком, а не просить его читать самостоятельно (1-2 минуты).
Лишь на пятый раз можно предложить ребенку прочитать стихотворение самостоятельно, без взрослого.
И в завершении, не забудьте, обязательно похвалить ребенка.
Несколько стихов для заучивания:
Белка.
Белка сушит сыроежки,
Лапкой с ветки рвет орешки.
Все запасы в кладовой
Пригодятся ей зимой. (Е. Александрова)
Еж.
Еж пыхтит и морщится:
- Что я вам, уборщица?
Лес никак не подмету…
Соблюдайте чистоту! (Я. Аким)
Лисята.
Под кустом играют в прятки
Шаловливые лисятки.
А лиса для малышей
Ловит в зарослях мышей. (Е. Александрова)
Считалочка
Раз у нашего Степана
Караулил кот сметану,
А когда настал обед,
Кот сидит –
Сметаны нет.
Помогите-ка Степану –
Поищите с ним сметану. (Е. Александрова)
|