В развитии логического мышления и памяти ребенка, в осмысливании связей между словами, в обогащении активно используемой ребенком лексики, в подготовке к ощущению, а затем и осознанию состава слова огромную роль играют упражнения с родственными словами.
Слова, которые близки по смыслу и имеют общую часть, называются родственными.
Для закрепления способов образования родственных слов можно поиграть с ребенком в следующие игры:
«Доскажи словечко»
Зимой на крышах, на земле, на деревьях лежит… (снег). Тихо, тихо, как во сне, падает на землю … (снег). С неба всё скользят пушинки – серебристые… (снежинки). Кружатся над головою каруселью… (снеговою). На полянки, на лужок - всё снижается… (снежок). Землю белой, чистой, нежной застелил постелью… (снежной). Вот веселье для ребят - всё сильнее … (снегопад). Все бегут вперегонки, все хотят играть в … (снежки). Снежный ком – на снежный ком, всё украсили… (снежком). Словно в белый пуховик нарядился… (снеговик). Рядом снежная фигурка – это девочка… (снегурка). На снегу-то, посмотри – с красной грудкой… (снегири). Словно в сказке, как во сне, землю всю украсил (снег).
«Зимние слова»
— Какое время года сейчас на улице? (зима).
— Каким словом можно ласково назвать зиму? (зимушка).
— А как можно назвать день зимой? (зимний).
— А как называются птицы, которые остаются у нас на зиму? (зимующие).
— Каких зимующих птиц ты знаешь?
— А как, по-другому сказать «остаются на зиму»? (зимовать).
«Подбери слово».
Про что можно сказать «зимний»: (день, лес, сад:), «зимняя»:(пора, погода, дорога, стужа:), «зимнее»: (небо, солнце, утро:).
«Послушай и запомни родственные слова».
Наступила зима. Идет мокрый снег. Ребята играют в снежки и лепят снеговика. (снег, снежки, снеговик).
Работа над родственными словами способствует уточнению значений слов, формированию процессов словообразования, выделению общей части слова в слове и соотнесению их со значением, анализу слова. Речь ребенка становится богаче и выразительнее.
|