Этикет - свод правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения человека к людям, обхождения с окружающими, формы обращения и приветствий, поведение в общественных местах, манеры и одежда. Говоря о речевом этикете, мы имеем в виду культуру речевого поведения детей. Как, например, ребёнку следует обратиться к взрослому? Когда надо говорить «вы», а когда - «ты»? Какие выражения употребить, когда надо попросить о чём-либо, если совершил неловкость? Эти и многие другие элементы культурного речевого поведения включают в себя часть общего языкового развития ребёнка.
В дошкольном возрасте усиленно усваиваются нравственные чувства детей, развиваются правила поведения, складываются черты характера и этические навыки, начинается формироваться культура взаимоотношений со другими детьми и взрослыми. Из этого следует что, задача современного дошкольного образования – формирование навыков культуры поведения дошкольника как основы нравственного становления его личности в будущем.
Формирование культуры поведения в дошкольном возрасте предусматривает ознакомление с правилами и нормами речевого общения.
ЧТО ТАКОЕ РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ.
1. Правильное произнесение слова, с четкой дикцией.
2. Большой словарный запас и употребление слов в правильном значениям.
3. Выразительность речи, разная степень громкости, интонационное и темповое разнообразие.
4. Употребление в речи многосложных предложений.
5. Отсутствие слов, недопустимых в общении (слова-паразиты, грубость, мат.) .
6. Умение аргументировать свои утверждения.
7. Умение задавать собеседнику вопросы и отвечать на них.
8. Умение пересказывать текст, и составлять собственные рассказы.
ПРАВИЛА РЕЧЕВОГО ЭТИКЕТА ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
1. При встрече с друзьями или знакомыми необходимо здороваться. Слова приветствия или прощания надо говорить доброжелательно и четко, глядя при этом в глаза собеседнику.
2. Внимательно слушать указания старших.
3. На обращенный вопрос, необходимо отвечать вежливо и громко. Четко произносить слова и звуки.
4. Взрослых следует называть на ВЫ.
5. Не забывать приносить извинения за какую-то допущенную неловкость в поведении.
6. Благодарить за оказанную помощь, внимание, заботу
7. Если обращаешься с вопросом или извинением, не забудь слово «пожалуйста».
8. Если тебе отказывают, не настаивай, не будь надоедливым.
9. Помни о «волшебных словах» : пожалуйста, спасибо, извините, и т. п.
10. Не следует перебивать разговор взрослых. Если тебе срочно надо обратиться, то скажи: «Извините, пожалуйста.» и, дождавшись разрешения, обратись с просьбой. Умей помолчать, когда это необходимо.
11. Во время разговора веди себя скромно, спокойно, смотри в глаза собеседнику, не размахивай руками.
12. Вежливо разговаривай со всеми родными, близкими и чужими людьми, со своими сверстниками.
13. Не следует разговаривать громко там, где взрослые занимаются своими делами, в транспорте, на улице.
Культура речи ребенка обеспечивается расширением словаря, развитием грамматического строя, четким звукопроизношением, грамматикой, образностью и интонационной выразительностью речи. Детей нужно учить говорить громко, отчетливо, соответствующим тоном, а также принимать соответствующую позу во время разговора - стоять прямо, не размахивать руками, смотреть в глаза, не скрещивать ноги и т. п. Следует обратить внимание на мимику и жесты во время разговора, которые должны соответствовать его содержанию, быть простыми и выразительными. Дети не должны быть навязчивыми в своих просьбах, перебивать в разговор взрослых, а должны уметь своевременно вступить в разговор, называть взрослых по имени и отчеству. И не забывать про «Волшебные слова».
«Волшебное слово» - это меткое выражение хорошо известно нашим малышам. Но все ли им пользуются?
Напоминайте вашему ребёнку, чтобы он не забывал о «волшебной силе» слова «пожалуйста», обращаясь с той или иной просьбой к взрослым или к сверстникам.
Давайте растить культурных, вежливых, добрых детей вместе!
|